Дизайнеры – творческие люди по своей природе, поэтому нам нужна свобода для творчества. Но при создании проекта в определенном стиле необходимо придерживаться определенных критериев (принципов), характеризующих этот стиль.
При проектировании кафе-рейсера мы руководствуемся многими принципами из искусства и из науки, при этом каждый мотоцикл в процессе создания проходит свой собственный уникальный путь. На его законченный вид влияет множество факторов, как например, время постройки (в каком году был построен мотоцикл), бюджет, личные предпочтения владельца. Тем не менее, есть вещи, которые необходимо сделать, чтобы мотоцикл наиболее полно соответствовал критериям кафе-рейсера и результат нашей работы выглядел профессионально.
При постройке своего мотоцикла я основывался на тех наблюдениях, которые я привел в этой статье. Я надеюсь, что они вдохновят энтузиастов на создание их собственных проектов!
Для иллюстрации моих принципов я использую мотоцикл Honda CX500 Матиаса Станкевича, построенный в сотрудничестве с гаражом «Eastern Spirit».
КОНЦЕПЦИЯ
Основной концепцией мотоцикла в стиле кафе-рейсер должна быть визуальная «легкость» мотоцикла. Во-первых, мотоцикл должен быть простым. Кафе рейсер можно определить по прямой линии, которая проходит через весь мотоцикл, придает ему бескомпромиссный вид и подчеркивает силу и скорость в конструкции. Очень хорошо, хотя и не обязательно, когда эта линия остается непрерывной (Прекрасным примером нарушения этого правила является Wrenchmonkees Laverda 750.)
Эта линия является первым, что «видит» ваш мозг, и затем концентрирует ваше внимание по оси мотоцикла. Перегибы и разрывы этой линии портят целостность внешнего вида. Это мощная линия должна находиться выше двух соразмерных колес.
ЛИНИИ ОТСЕЧКИ
Это вертикальные линии, которые проходят через оси колес. Все детали мотоцикла, выходящие за эти линии, сделают мотоцикл визуально непропорциональным. Детали, выходящие за линию заднего колеса, визуально делают заднюю часть мотоцикла «тяжелой». В нашем примере хвост мотоцикла все-таки немного выходит за эту линию, но в данном случае это не сильно сказывается на общем восприятии.
Если вы стремитесь к идеальным пропорциям кафе-рейсера, то придется свести к минимуму толщину сиденья и вообще объем задней части мотоцикла (хвоста). Для кафе-рейсера нет ничего хуже, чем массивный хвост, нависающий над задним колесом. Передняя часть доставляет гораздо меньше проблем, но все же короткое крыло в данном случае смотрится лучше.
ЛИМИТ ВЫСОТЫ
Так же важен, как и линии отсечки. Лимит высоты определяет внешний вид мотоцикла. Он определяется самой высокой точкой на бензобаке. Что-либо, выступающее гораздо выше этой точки, будет портить обтекаемый внешний вид кафе-рейсера. Стремитесь сделать лимит высоты довольно низким. В сочетании с линиями отсечки, этот воображаемый прямоугольник должен содержать все основные элементы вашего дизайна.
"BONE LINE"
Дословно перевести на русский этот термин вряд ли получится. Эта «линия» имеет чрезвычайно важное значение в дизайне автомобиля, но и в нашем проекте она тоже очень важна. Можно сказать, что этот элемент в дизайне кузова авто придает ему более объемный, целостный и «живой» внешний вид (в противном случае автомобиль сбоку смотрелся бы плоским), по аналогии как выступающие под кожей кости ключицы делают наше тело более объемным (дословно the bone line – линия кости). «Bone line» обычно расположена в самой широкой части кузова (как правило, на высоте зеркал заднего вида). В нашем случае она должна проходить через фару, бензобак и сиденье. В идеале, центр фары должен находиться прямо на «bone line»: визуально это свяжет фару, бак, сиденье в единый образ. Посмотрите, как эти детали смотрятся вместе. Сразу видно, что это не просто нагромождение деталей.
В дальнейшем, если вы увидите мотоцикл (или автомобиль), который вам нравится, потратьте некоторое время, чтобы определить, имеет ли он линию “bone line” и где она проходит. Эта Honda является прекрасным примером использования “bone line” в дизайне, хотя это не первое, что вы могли бы заметить, но вы сразу видите, что это не просто хороший, но великолепный (с точки зрения дизайна) мотоцикл.
ВИЗУАЛЬНЫЙ ВЕС
Это та область (на рисунке между пунктирными линиями), где сосредоточен основной вес мотоцикла.
В нашем случае основной вес сосредоточен в двигателе мотоцикла. Границы этой области определяют форму нашего бака. Если длина бака будет выходить за эти границы, то он будет выглядеть громоздким и тяжелым, бак, длина которого меньше этих границ будет выглядеть неестественно маленьким, похожим на поплавок.
Область визуального веса может быть разделена на две части.
Очень важно, чтобы ось, разделяющая эту область на 2 части, проходила посередине области визуального веса. В идеале, эта ось должна проходить через центры цилиндров. Положение оси будет определять идеальную форму бака. Верхняя точка бака (пик) должна лежать на этой оси (либо в непосредственной близости от нее). Это удивительно, насколько стремительнее и спортивнее выглядит мотоцикл, если этот момент учтен в дизайне мотоцикла.
Как правило, положение этой оси определяет также начало сужения задней части бака для более удобной посадки райдера.
Это в равной степени относится к мотоциклам Хонда, Кавасаки и Ямаха, которые имеют схожие двигатели.
ОГИБАЮЩАЯ
В идеале, необходимо стремиться к тому, чтобы седло, бак и хвост были визуально связаны друг с другом. Мы можем этого добиться, совместив огибающую бака и хвоста (как это показано на рисунке). Визуально это будет выглядеть, как если бы бак и хвост были сделаны из цельного куска металла, а место под сиденье райдера было вырезано из этой единой детали. Также это придаст сиденью визуальную жесткость.
ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ
Часто забывают, что разные углы наклона вилки, амортизаторов и других частей мотоцикла могут разрушить всю вашу тяжелую работу над дизайном. Будьте внимательны при добавлении новых деталей. Вот этот мотоцикл имеет новый подрамник, взамен слабого оригинально подрамника CX500. Дизайнер очень грамотно сделал нижнюю часть подрамника параллельной вилке мотоцикла, при этом образ всего мотоцикла получился очень целостным. Также обратите внимание на угол установки бокового упора – он также равен углу наклона передней вилки и сам боковой упор является продолжением нижней части подрамника. При проектировании мотоцикла всегда уделяйте большое внимание углам наклона основных линий мотоцикла.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЛИНИИ
Даже в незначительных областях, дизайнер попытался разместить некоторые элементы мотоцикла на параллельных линиях. Вы можете сразу и не заметить этого, но вы можете быть уверенны, что ваш мозг замечает это на подсознательно уровне.
ВЫЛЕТ ВИЛКИ
Старайтесь сократить расстояние между колесом и двигателем настолько, насколько это возможно. Это придаст мотоциклу собранный и агрессивный внешний вид.
Я видел мотоциклы, которые соответствуют этим принципам еще в большей степени. Я также видел мотоциклы, которые полностью игнорируют их, но при этом выглядят превосходно! Надеюсь, знакомство с этими принципами даст вам базу для работы и поможет понять, почему мотоциклы в стиле кафе-рейсер выглядят именно так, а не иначе.
После того, как вы ознакомились с основными принципами постройки кафе-рейсеров, вы можете решить для себя, придерживаться их или нет.
Оригинал статьи: http://www.bikeexif.com/build-cafe-racer
Перевод: Николай Новиков